Летняя киношкола ОМКФ: чему учили всемирно известные режиссеры

Серию мастер-классов Летней киношколы в этом году открыла глава жюри международного конкурса ОМКФ-2015 — французский режиссер и сценарист Жанн Лабрюн на тему: «Пиши, снимай и продюсируй, если нужно. Честность риска и сила действия». «Моя задача как режиссера — понять и услышать каждого члена съемочной группы со всеми недостатками. Помочь им передать свою точку зрения о фильме. Если не думать и не верить, что ты гениальней других, то очень трудно удержаться в этом ремесле. Свои желания нужно подпитывать», — говорит Жанн Лабрюн.

Во Франции комиссия от каждого проданного в кинотеатре билета идет в Национальный центр кинематографа. Он помогает поддерживать национальное кинопроизводство. «Это как профсоюз, который может навязывать государству правила и обязанности. Около 50 фильмов в год во Франции снимаются молодыми режиссерами. Я не говорю, что в каждой стране должен быть такой центр, но в Италии и Испании, где много хороших режиссеров и такого центра нет, и там кино находится в упадке. Я считаю, чтобы не происходило в государстве, оно должно поддерживать культуру, потому что артист — это отображение современного общества», — сказала Лабрюн

Следующим лектором стал британский композитор-минималист, знаменитый своей музыкой к фильмам Питера Гринуэя — Майкл Найман. За два дня в Одессе он успел получить почетный «Золотой Дюк» за вклад в киноискусство, встретиться с журналистами и студентами Летней киношколы, снять небольшое видео об Одессе, а также исполнить на Потемкинских ступеньках вместе с Michael Nyman Band авторское музыкальное оформление к фильму «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова.

«Я счастлив, что могу побывать в Одессе и пройтись по тем местам, где Дзига Вертов снимал «Человек с киноаппаратом», — такими словами Майкл Найман начал свою пресс-конференцию в день открытия кинофестиваля. Композитор отметил, что сожалеет, что в представлении большинства зрителей этот шедевр мирового кино снимался только в Москве, хотя съемки проходили также в Киеве и Одессе. Господин Найман рассказал об истоках своего увлечения Вертовым: «Мне было около 60-ти, когда я впервые увидел «Человек с киноаппаратом», но еще до того, я имел привычку везде носить с собой маленькую камеру и снимать. Однажды мой монтажер посмотрел это видео и сказал, что нечто похожее делал Дзига Вертов. Это совпадение произошло интуитивно и тогда я решил снять фильм «Найман с киноаппаратом».

В рамках Летней киношколы прошла творческая встреча также с одним из членов жюри международной конкурсной программы ОМКФ-2015 — титулованным литовским режиссером, актером и продюсером Шарунасом Бартасом. «Человеку можно помочь, подтолкнуть, помешать, но мастерству он должен учиться самостоятельно», — говорит Бартас о всевозможных школах для кинорежиссеров. По его словам, основная работа режиссера — заставить окружающую среду, которая попадает в кадр, подчиниться и идти с тобой в одном направлении. «Чтобы начать работу над фильмом надо чувствовать, что тебе есть что сказать и ты не можешь этим не делиться, а если можешь, то лучше ничего не делать», — говорит режиссер. По его мнению, в мире ошибочно придумали понятие «авторское кино». «На самом деле все фильмы авторское. Голливудские картины тоже авторские, если не будет режиссера, то фильм не получится. Другой вопрос, какое это кино и какие у него цели.

Прочитал свой мастер-класс и создатель первого независимого кино в Польше, президент Польской киноакадемии, член Европейской киноакадемии и успешный продюсер Дариуш Яблонски. «Украина сейчас напоминает мне Польшу начала 90-х. Я уверен, что Украина спустя 25 лет будет совсем другой, экономика будет развиваться. Но для того, чтобы преодолеть нынешний кризис, вы должны показывать документальные фильмы. Вы должны просвещать и показывать скрытую правду», — говорит Яблонски. По его мнению, если автор стеснен в средствах он может начать с документального кино. «Я верю в документальные фильмы, они имеют большую демократическую роль. Раскрывать и освещать замалчиваемые истории — одна из обязанностей фильммейкеров», — говорит он. По мнению режиссера, необязательно чехи в фильме должны играть чехов, а украинцы — украинцев. Хороший актер — это хороший актер.

Украинский режиссер-документалист, член жюри Международной конкурсной программы 6-го Одесского кинофестиваля Сергей Буковский рассказал о профессиональных приемах создания неигрового кино. «Драматический эффект возникает только тогда, когда ты сопереживаешь герою. Требуется время и терпение на установление доверительных отношений. Существует такой период, который я называю «первой кассетой», когда человек должен выговориться. Нельзя спрашивать то, что тебя интересует, сразу. Чаще всего кино начинается тогда, когда группа уже махнула рукой, сворачивается и говорит «поехали домой». Буковский считает, чтобы заставить героя раскрыться, прежде нужно это сделать самому и тогда между вами возникнет доверие, на котором и строиться все документальное кино. Кроме этого режиссер посоветовал начинающим авторам учиться работать с камерой, чтобы в будущем не возникало проблем с оператором.

Одним из важных компонентов любого фильма является качество изображения и умения режиссера не просто работать с камерой, но и подобрать подходящую модель для своей съемки. Чтобы помощь начинающим режиссерам разобрать со всеми тонкостями техники в рамках летней киношколы компания Canon провела мастер-класс по кинотехнике. В рамках занятия известный режиссер и сценарист Алексей Лебедев рассказал, как начинающим режиссерам снимать фото и видео в профессиональном разрешении 4K на примере камеры XC10. Кроме этого все желающие смогли сами попробовать снимать видео на профессиональные камеры и получить советы и подсказки режиссера.

Сербский режиссер, жюри Международной конкурсной программы 6-го Одесского кинофестиваля, Срджан Драгоевич рассказал студентам Летней киношколы о своем видении пути восточноевропейских режиссеров в современном кино и о том, что его раздражает в фестивальных программах. «Если вы снимаете фильм для трех тысяч человек, вы не заслуживаете звания режиссера. Вам надо сменить профессию. Но почему-то большинство европейских авторов, снимает такое кино, которое больше не соберет. Я хочу напомнить вам о тех временах, когда Феллини и Трюффо делали блокбастеры и сотни тысяч людей ходили на них в кино. Эти фильмы были популярнее американских. Кино может быть интеллектуальным, фестивальным и собирать широкую аудиторию одновременно. Это не легко, но это — наша цель». Кроме этого режиссер заявил, что считает западные фестивали — гетто для артхаусного кино. Ведь молодые режиссеры пытаются угадать вкусы программной комиссии и руководствуются внутренней цензурой, пытаясь угадать тему фестиваля. «Если вы хотите на Роттердамский фестиваль, снимите двух лесбиянок в лодке на трясущуюся камеру, а если в Берлин — их же, но уже на фиксированной. Да, это обеспечит вам жизнь, даст возможность работать, но не даст счастье знать, что ваш фильм посмотрит множество людей. А это лучше, чем жить обычной жизнью среднестатистического европейского режиссера», — подытожил Драгоевич.

Пожалуй, самым ожидаемым гостем ОМКФ за все шесть лет, что существует кинофестиваль стал Тьерри Фремо — генеральный директор Каннского МКФ и по совместительству директор Института Люмьер в Лионе. Посетить Одессу в этом году почетного гостя заставила не менее почетная миссия — продемонстрировать с авторским комментарием уникальную коллекцию фильмов «Люмьер!», составленную к 120-летию кинематографа. Кроме этого Тьерри Фремо был настолько любезен, что позволил «пытать» себя студентам летней киношколы и журналистам во время пресс-конференции. Аншлаг был в обоих залах. Так о чем же говорил Тьерри Фремо, и удалось ли хоть кому-то выпытать у него секрет успеха «Канн».

«Я не знаю секрета Каннского кинофестиваля, а если бы и знал, все равно не сказал бы», — начал свое выступление перед слушателями летней киношколы. По его мнению, режиссеры, профессиональная индустрия, медиа и звезды на красной дорожки — это четыре основных составляющих успеха фестиваля. «Вес фестиваля измеряется прессой и, чтобы ее привлечь, вам нужна красная дорожка, а значит вам нужны американские звезды, которые по ней ходят. И если у вас этого нет, то забудьте о пристальном внимании СМИ», — говорит Фремо. Однако самый важный элемент — это отбор кинокартин. «Очень непросто принимать правильные решения, чтобы отобрать достойные 22 фильма в программу приходиться сказать «нет» порядка 1 800 картинам. И при этом открывать новые имена». Чтобы попасть на Канский фестиваль или показать свой фильм всему миру Фремо посоветовал украинским режиссерам быть более универсальными. «Будьте более локальны, чтобы быть универсальными. Чем более украинские фильмы вы снимаете, тем интереснее. Я не хочу жить в мире, где только американские и французские голоса».

Ирландский режиссер, шестикратный номинант на премию Оскар, Джим Шеридан представил на Одесском кинофестивале свой фильм «В Америке» в своей лекции рассказал участникам Летней киношколы, как он работает с актерами. Джим Шеридан известен в узкий кругах, как «режиссер актеров» в свое время он работал с такими звездами как Дэниэлом Дэй-Льюисом, Руни Марой, Ванессой Редгрейф. Метр признался, что для него в актерской работе действует правило семи секунд, что если при первом знакомстве в течение первых семи секунд он понимаете, что человек ему нравится, то дальше все идет хорошо. Так ж не метр посоветовал будущим режиссерам чувствовать полную власть на съемочной площадке и давая актерам свободу, перед тем как их герои погибнут. Во время пресс-конференции с журналистами Шеридан поделился своим видением будущего кино. «Говорят, что ирландцы мало смотрят свой национальный кинематограф, но англичане тоже не смотрят картины своих режиссеров. Стоимость изготовления фильмов становится все выше и мне кажется, что с кино может случиться тоже, что и с недвижимостью, однажды цена настолько возрастет, что все лопнет».

Бывший глава кинофестивалей в Локарно, Роттердаме, Риме и Венеции, кинокритик, историк кино и продюсер Марко Мюллер прочел на лекцию о структурах современных фестивалей. По мнению Мюллера выбирая фильмы на фестиваль, вы не можете руководствоваться идеологией и взять фильм в программу только потому, что он освещает актуальный политический вопрос. Ведь чудо фестиваля как раз в том, что сложная картина без модных веяний, требующая глубокого анализа и понимания кинопроцесса, может быть успешной. «Недавний пример, когда в Риме состоялась мировая премьера Алексея Германа «Трудно быть богом» — магический шедевр, который длился почти четыре часа прошел с успехом у публики», — говорит кинокритик.

Напомним, обладателем Главного приза ОМКФ — Гран При по результатам зрительского голосования — в этом году стал турецкий фильм «Мустанг» Дениз Гамзе Эргювен. Лучшим украинским полнометражным фильмом национальной конкурсной программы была признана картина «Песнь Песней» Евы Нейман. Кроме этого, ее фильм жюри Международной конкурсной программы, назвало лучшим фильмом международного конкурса и наградив денежным призом в размере 4 000 евро.

Победителем в номинации «Лучшая режиссура» стала турчанка Дениз Гамзе Эргювен за свою дебютную ленту «Мустанг». Призом за Лучшую актерскую работу удостоили исполнительницу главной роли в фильме «Человек в стене» — израильскую актрису Тамар Алкан.

Источник

No tags for this post.
Блог о красоте и здоровье © 2024 ·   Войти   · Наверх
Яндекс.Метрика